МКДОУ

 "Детский сад № 298 комбинированного вида"

 

 

 

Музыкальные рекомендации

 

Тема: «Рекомендации по восприятию ребенком окружающего мира через работу сенсорных анализаторов».

Автор: музыкальный руководитель  Кулекина Е. Т.

                                                                 

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. А также позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонация, высоту, длительность. Из необходимости умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Основой реалистического искусства является художественное, образное отражение окружающего мира. Разные виды искусства имеют свои специфические средства воплощения. В живописи это краски, в литературе – слова, в музыке – звуки.

Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего  мира. Ребенка  следует  научить  рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию,  то  есть  сформировать  у  него  перцептивные  действия.

  Успешность  умственного, физического, эстетического  воспитания  в  значительной  степени  зависит  от  уровня  сенсорного  развития  детей,  т. е.  от  того, насколько  совершенно  ребенок  слышит, видит,  осязает  окружающее.

 Развитие  сенсорного  восприятия  в  дошкольном  возрасте  влияет  на  мышление,  речь,  эстетическое  восприятие  окружающего  мира,  воображение, и  как  следствие  творческие  способности  ребенка.  Ведь  только  тонко  чувствующий, замечающий  малейшие  оттенки  цветов  или  звуков  ребенок  способен  по-настоящему  насладиться  красотой  музыкального  или  художественного  произведения,  а в последствии  и  создать  его самостоятельно.

В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный  опыт, который  позволяет ему  ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления  об окружающем, об отношениях  между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к  эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного  в жизни и  искусстве, начинают формироваться первые нравственно- эстетические  понятия, ценностные ориентации. Чтобы помочь детям передать свои чувства в связи с музыкальными образами, необходимо развивать специальные способности  и в первую очередь музыкально-сенсорные. Они лежат в основе эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального слуха, чувства ритма.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Чтобы помочь детям передать свои чувства в связи с музыкальными образами, необходимо развивать специальные способности  и в первую очередь музыкально-сенсорные. Они лежат в основе эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального слуха, чувства ритма

Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями создает благоприятные условия для развития творческой личности, эстетических эмоций, эстетического отношения к окружающему миру, к искусству. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Развитию основных музыкальных способностей во многом способствует накопление музыкально-сенсорного опыта детей, т. е. способностей различать звуки по высоте, длительности, динамике и тембру.
Ведущим видом деятельности детей является слушание-восприятие музыкальных произведений. Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание как специфическую выразительную речь. Для этого следует частично отказаться от словесно-описательной интерпретации музыкального произведения. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. А само музыкальное восприятие следует развивать на интонационной основе. Такая модель восприятия опирается на природу собственно музыки, на ее специфику и на интонационно-слуховой опыт детей. Ребенок должен осознать, что музыка выражает и изображает; понять, что она имеет свой особенный язык, различается по жанрам и способам исполнения. Эстетическое сознание детей формируется в соответствующих возрастных границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.

Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.

Слушание музыки в детском саду, ее ярко выраженная изобразительность репертуара объясняется стремлением сделать музыку доступнее детям, приблизить ее к знакомым им жизненным явлениям. Важно дать понять детям, что и изображая какие-либо явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства.

Например: шум ветра может быть передан в музыке ласкающим, нежным, приветливым, а может быть грозным, страшным, злым, сметающим все на своем пути. Такая изобразительная картина передает душевное смятение, тревогу, беспокойство. Даже отдельное звукоподражание, например мяуканье котенка может быть жалобными или веселым, беззаботным, игривым. Различие этих эмоциональных состояний является чрезмерно важным для понимания ребенком сущности музыкального искусства как искусства, выражающего чувства, переживания. Настроения, существующие в реальной жизни, окружающем мире, а не только изображающие конкретные явления действительности. Восприятие музыки достигается с помощью выразительных средств,  таких как темп (быстрая, медленная), динамика (громкая, тихая), регистр (высокий, средний низкий) и т.д. .

Чувства, воплощенные в музыке, «опосредованы художественным идеалом, системой ценностных представлений, связаны не со случайным, а с устойчивым общественно значимым, социально-историческим содержанием» (В. Медушевский). Переживания эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к чувствам других людей, научится понимать их, проявлять сострадание, жалость, сочувствие и т. д. Только так маленький ребенок может усвоить закономерности музыкального искусства, почувствовать связь музыки с действительностью, воспринять многообразие форм проявления и бытования музыкальной культуры с восприятием окружающего мира.

Приведем несколько примеров восприятие ребенком окружающей мира с помощью музыкального восприятия:

Детям подготовительной группы предлагается послушать «Времена года» А. Вивальди «Лето» («Гроза»), после чего задается вопрос «Что вы представляли слушая это музыкальное произведение?», после чего дети высказываются, исходя из своего жизненного опыта, уровня познания окружающего мира и эмоционального восприятия. Затем можно предложить послушать «Времена года» «Лето» («Август») П. И. Чайковского и задать тот же вопрос. Также, это занятие может быть построено по-другому. Где предлагается прослушать сразу два произведения и задать вопрос -  «Как вы думаете, о чем рассказывает музыка (какая летняя  погода изображена) в каждом из произведений? Почему?».

Детям старших групп предлагается послушать 3 вида марша: «Прощание славянки» В.И. Агапкина, «Марш оловянных солдатиков» П. И. Чайковского, Марш из к\ф ЦИРК  И. Дунаевский. Где они должны будут представить, кто и под какой марш мог бы маршировать (солдаты на параде, клоуны, игрушки).

Применение музыкально-дидактических пособий, при прослушивании музыкальных произведений, способствуют комплексному воздействию на ребенка, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом, расширяют знания окружающего мира.

Приведем несколько примеров слушанья музыки с применением музыкально-дидактических пособий:

Младшая группа: «Кого встретил колобок?», где дети должны учиться воспринимать и различать пьесу в разных регистрах («Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова) (высокий, средний, низкий, очень низкий). Что способствует не только развитию у детей представления о регистрах, но и соотношение музыки с изображенными на картинках животными, т е укреплению знаний и восприятий окружающего мира (см. презентацию).

Старшая группа: «Подбери картинку», целью которой является развития умения у детей различать образный характер музыки, соотношение художественного музыкального образа с образами и явлениями природы. Здесь берется 2 репродукции картины (1-зимний лес, как бы уснувший в сказочном сне, заснеженные ели, 2-тоже зимний пейзаж, но по заснеженной лесной дороге мчится тройка лошадей). После прослушивания «Сани с колокольчиками» В. Агафонникова, детям предлагается выбрать ту экспозицию, которая больше соответствует характеру музыки и объяснить почему.

Подготовительная группа: «Море», целью которой является развития у детей представления об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы. Детям выдается три карточки (1-линия изогнутая на серо-голубом фоне – «море взволнованно»; 2-линия сильно изогнута, фиолетовый фон-«море бушующее»; 3-линия слабо волнистая,  голубой фон-«море успокаивающее, буря затихает»). При первом прослушивании «Море» Н. Римского-Корсакова, дети делятся впечатлениями,  муз. руководитель обращает внимание, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывает разные его состояния. На втором прослушивании предлагается, с помощью картинок, показать эти изменения.

Пение – наиболее близко и доступно детям, дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства, познавать и закреплять свои знания об окружающем мире. Приведем пример несколько названий песен разных возрастных групп: «Зайка» р н п, « Вся мохнатенькая» В. Г. Агафонников, «Зимняя песенка» М. И. Красева, «Падают листья» М. И. Красева, «Земелюшка чернозем» р н п, , « Без труда не проживешь!»  В. Агафонникова, « Вырастает город» Е. Тиличеева, «По солнышку» Н. Преображенский и т д. Текс песни помогает им понять содержание музыки, облегчает усвоение мелодии. Через песни у детей расширяется кругозор и знания о природных явлениях, о животных и их повадках, о быте, о труде, о профессиях и т д.В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, объединяет общим настроем, приучает к совместным действиям.

Интегрированные занятия

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

формирование эстетического восприятия окружающего мира;

приобщение к миру искусства;

воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

В каждой возрастной группе проводится 1–2 занятия в месяц, с учетом необходимого времени для своеобразного погружения в тему. Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Тематика занятий разнообразна. Например:. по теме "Слава хлебу на столе!" в зале оборудуется выставка хлебобулочных изделий, представляются разные сорта муки, букеты злаковых растений, вся необходимая посуда для приготовления печенья, кексов. В процессе интегрированного занятия дети просматривают фрагменты из кинофильма "Кубанские казаки", знакомятся с профессией комбайнера, играют в музыкально-ритмическую игру "Трактористы", рассказывают пословицы и стихи о хлебе, рассматривают репродукции картин С. Андрияки, Б. Кустодиева, сами сажают в землю зерна пшеницы для последующего наблюдения и ухода за ними в группе. В конце занятия воспитанники готовят булочки из настоящего теста.

При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки).

Музыкально-ритмические движения

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Нам известны музыкальные циклы «Времена года» П.И. Чайковского, А. Вивальди, А.К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтические картинки природы. Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя - то бабочкой, то лебедем, то весенним ручейком или снежинкой, ребенок в пластике еще раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которому дает музыка, а также накопленные знания и наблюдения, как в детском саду, так и  в не его.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Приведем несколько примеров с использованием танцевальных этюдов.

Танцевальные этюды из «Музыкальной ритмики»: (Дети, в соответствии с текстом изображают действия, но каждый вносит что-то свое)

«Коровушка» р.н.п.

для детей 4 -летнего возраста 

 Уж как я мою коровушку люблю!

Уж как я то ей крапивушки нарву!

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, Буренушка моя!

 «Ворона»   

стихи и музыка А. Пенегиной для детей 6-летнего возраста

 Сидела ворона на старой сосне

И хлебную корку жевала.

Была она жизнь довольна вполне

О лучшей судьбе не мечтала.

Ей домом служил деревянный карниз

А крышей просторное небо.

Смотрела ворона на всех сверху вниз

И нюхала корочку хлеба.

Музыкальные игры для дошкольников тоже очень важны, как  для восприятия окружающего мира, так и ознакомлением с ним.

В Музыкальных играх содержание и характер движений определяется музыкой. Одним из видов музыкальных игр являются игры под пение. С помощью этих игр у детей развивается интерес к пению, музыке, воспитывается музыкальный слух, чувство ритма. Дети учатся в этих играх передавать художественный образ, действия с предметами, выступление в разных ролях и т д. Например. В игре «Мяч» М. Красева детям нравятся движения с мячом, подскоки, сопровождение движений пением. В Игре «Теремок» выступление в разных ролях и т д.

Приведем несколько примеров игр для раннего и младшего возраста, где происходит не только музыкальное развитие детей, но и знакомство ребенка  (закрепление знаний) с  окружающим миром:

 Игра «Бобик».

 Приготовьте игрушку собачку. Рассмотрите ее с малышом: скажите, что собачку зовут Бобик, она веселая и хочет играть. Спросите: «Как лает собачка? Гав! Гав!» Напевайте песенку, манипулируя собачкой, сами воспроизводите «собачий лай», стимулируя малыша к подпеванию звукоподражания «Гав!», а затем и всей песенки.

                       Вот наш Бобик, славный пес! Гав! Гав!

                       Белый лобик, черный нос!      Гав! Гав!

                       Бобик, Бобик, лапку дай!        Гав! Гав!

                       Сядь на место и не лай!           Гав! Гав!

 Продолжите игру. «Учите» собачку выполнять команды: давать малышу лапку, сидеть на коврике, вертеть головкой. Предложите ребенку погрозить ей пальчиком: «Ай-ай-ай! Не лай, собачка! Слушайся!» Спойте песенку еще раз. Малыш непременно захочет подпевать вам!

  Игра « Солнышко и дождик».

  В ясный солнечный день подойдите с малышом к окну. Обратите внимание на то, как яркое, веселое солнышко заглядывает в окошко, просится в гости. Все радуются ему: птички, собачки, кошечки, мамы, папы, тети, дяди, малыши. Предложите ребенку «спеть» песенку гуляя,  похлопать в ладоши, а когда зазвучит музыка дождя – спрятаться в «домик»

                          Смотрит солнышко в окошко,

                          Светит в нашу комнату.

                          Мы захлопаем в ладошки,

                          Очень рады солнышку!

Побуждайте ребенка к протяжному пению, повторяя песенку несколько раз.

 Игра «Киска».

 Приготовьте мягкую игрушку кошку. Взяв игрушку в руки и приближая к малышу, пойте песню, а он, скорее всего, начнет подпевать знакомые слова и окончания:

                          Киска к деткам (Ване) подошла,

                          Молочка просила,

                          Молочка просила,

                          «Мяу» говорила. Мяу, мяу, мяу.

                           Угостили молочком, кисонька поела,

                          Кисонька поела, песенку запела:

                          «Мур, мур, мур, мур, мур, мур».

   Предложите малышу покормить киску и спросите у него: «Как киска просит молочка? Спой! После того, как кошка «поест», скажите: «Киса поела и стала песенку петь. Как киса поет песенку? Спой!» пусть малыш пропоет кошачье спасибо. Спойте еще раз вместе, а затем скажите малышу, что кошечка хочет, чтобы он сам спел песенку. Предоставьте малышу самостоятельность, чередуйте совместное пение с пением по одному. Такое чередование поможет малышу быстрее запомнить текст и правильно петь мелодию.

Музыкальные инструменты.

Для развития слухового восприятия маленького ребенка полезно использовать такие детские музыкальные инструменты: металлофон, губную гармошку, погремушку, колокольчики, деревянные ложки, бубны, музыкальные треугольники, бубенцы. Эти инструменты обладают характерными «голосами», передают ритм мелодии, обогащая слуховой опыт ребенка новыми неожиданными  впечатлениями. Музыкальные игры вызывают у малыша интерес к игрушкам- инструментам и желание ими действовать. Детское музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов. Это очень ценно, но дети часто бывают беспомощны в своих поисках. Направляет эти поиски педагог, предлагая детям сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик, гремит гром и т. д. Но можно применить еще интересный прием коллективного творчества на металлофонах. При обучении игре на музыкальных инструментах, дети обследуют их, экспериментируют с ними, изучают их звучание,  интересуются, из чего они сделаны, определяют форму.

В процессе эмоционального общения малыша и взрослого данные игры станут обогащать музыкально-слуховой опыт ребенка. Они дадут представления о таких средствах музыкальной выразительности, как ритм, темп, тембр, динамика, лад; помогут развитию памяти, внимания; будут стимулировать развитие движений, действий с предметами.

Приведем несколько примеров знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах детей раннего и  младшего дошкольного возраста:

  ИГРА «БАРАБАН».

 Покажите малышу барабан, постучите по нему ладонью и предложите ему сделать то же самое. Дайте малышу одну палочку, барабаньте вместе с ним, напевая песенку:

                                     Солнышко, посвети,

                                     Ясное, согревай!

                                     С барабаном впереди

                                     Веселей шагай!

                                     Тра-та-та, тра-та-та!

                                     Тра-та-та, тра-та-та!

  Восклицайте: « Ах! Какой барабан громкий! Барабанит, когда песенку поем, и молчит, когда песенки нет». Учите малыша стучать ритмично, «не  колошматить» палочкой; для этого используйте метод совместно - разделенного действия, обхватив ручку ребенка своей рукой. Восхищайтесь, как ребенок хорошо барабанит, хвалите его. Повторите упражнение, пропевая песню на слог та, стимулируя ребенка к звукоподражанию. Прекращайте игру с окончанием пения и учите малыша заводить ручку за спину: «Ай, нет песенки и палочки нет! Барабан молчит. А вот палочка! Будем петь и стучать. Тра-та-та!»

ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ».

 Приготовьте кошечку и четыре хохломские ложки, соорудите из стула ширму, накрыв спинку легкой тканью. Предложите малышу посидеть и посмотреть что-то интересное. « Дайте» кошечке в лапки ложку, вторую возьмите в свободную руку, пойте песенку на мотив русской народной песни «Ах, вы, сени», отстукивая ритм ложками:

                                   А я - рыженькая кошка,

                                   Я сыграю вам на ложках:

                                   Так, так, так, так, так, так!

                                   Так, так, так, так, так, так!

 Малышу скажите, что кошечка и ему принесла ложки, чтобы вместе поиграть. Дайте их малышу и, напевая мелодию, например, рус. нар. песни «Как у наших у ворот», ритмично стучите ложками вместе с ним. Учите ребенка держать ложки « за ножки» и стучать «спинками», похвалите его. Объясните, что играть  надо не сильно, а то ложки сломаются.

Постепенно малыш научится соизмерять силу удара и стучать ритмично.

В следующий раз включите веселую музыку с четким ритмом в записи, игра будет более эмоционально насыщенной.

Для подготовительной группы можно провести занятие, где рассказать о происхождении первых музыкальних интрументов «Каким был первый музыкальный инструмент», где были применены сухое дерево, для извлечения звука, кость, тетина лука, когда из нее выпускается стрела [7]. Затем пояснить, что все, что нас окружает, тоже может быть музыкальными инструментами, предложить поэкспериментировать. А в конце занятия предложить послушать звучание стеклянных бутылочек, подвешенных на веревочках, с разным количеством воды.

 Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.  В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание. Музыка — искусство «интонируемого смысла» (Б. Асафьев), что и определяет богатство смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать. Своевременное музыкальное развитие помогает ребенку более полно воспринимать звуки окружающего мира, ассоциировать их с эмоциями и чувствами, понимать природу звука, чувствовать гармонию, такт и ритм, которые есть практически в каждом явлении. Развитие творческой стороны любого человека – это залог

психологически гармоничного формирования личности.

 

 

 

Список литературы

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. /Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман.— М.:Просвещение, 1983. – 255 с.

Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунска - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др. ; Под ред. Л.Г. Нисканен - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Акндрюшки» – М. Изд. «Либерия-Бибинформ.»,2001. №2 – 92с.

 Комисарова Л. Н.  Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : пособие для воспитателей и муз. рук. дет. садов / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.,

Метлов, Н. М. «Музыка детям»: пособие для воспитателей и муз руководителя дет сада/Н. М. Метлов - М.: Изд. «Просвещение», 1985. – 144 с.

Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ М. А. Михайлова – Ярославль: Изд. «Академия развития», 1997 год. – 240 с.

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Ва­сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.. -  М.: Изд.Мозаика-Синтез, 2010 г. -  208 с.

Радынова, О. П. - Слушаем музыку./ О. П. Рыданова. -  М.: Изд. «Либерия-Бибинформ»,   2009. -  38с

 Радынова О. П. Слушаем музыку; Кн для воспитателей и муз руководителей дет сада./ О. П. Радынова – М.: Изд. Просвещение, 1990. – 160 с.

Дата последнего обновления страницы 01.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»