МКДОУ

 "Детский сад № 298 комбинированного вида"

 

 

 

Детская жадность

 

Несмотря на то, что жадность у взрослых считается большим недостатком и уходит корнями в далёкое детство, жадность у детей не является безусловным пороком, а совершенно нормальным периодом личностного развития и освоения мира.

Примерно к двум годам ребёнок развивается до такой степени, что начинает осознавать себя как целостную личность. Если раньше малыш говорил о себе в третьем лице, то теперь в его речи может начать проскальзывать слово "я" и "моё", как производное. Теперь он говорит: "моя игрушка, моя майка, моя тарелка". Всё, что ребёнок обозначает словом "моё" входит в его личное пространство и является как бы продолжением его личности. Именно по этой причине он так ревностно относится к своим вещам и бурно реагирует на действия окружающих, направленные на его вещи. На данном этапе о жадности, как черте характера ещё рано говорит, это нормальный период, в который малыш должен знать, что без его согласия никто не тронет ни его самого, ни его вещи.

Параллельно в этот период развивается понимание того, что что-то является "чужим". В любом случае, этот период очень подходит для того, чтобы научить ребёнка, что "чужое" нельзя брать без спроса.

Как реагировать?

Важный момент в этом возрасте - это мамино представление о том, как ребёнок должен себя вести и как она реагирует на "жадность" своего малыша. Обычная ситуация, когда на прогулке ребёнок начинает отстаивать свою игрушку, которую другой ребёнок взял поиграть. Он может закричать, затопать ногами и даже ударить "обидчика". Вот в этой ситуации маме становится очень стыдно за своего ребёнка, она может подумать, что все вокруг смотрят на неё с осуждением и считают плохой мамой, невоспитывающей своего ребёнка. Очень часто мамы кидаются исправлять ошибку, отбирают игрушку у своего ребёнка и наказывают его заставляя делится - "мой ребёнок ДОЛЖЕН делиться". Таким образом, мамино душевное равновесие и долг перед обществом выполнен. Но как же ребёнок и его потребности? В данном случае, мама решала свою проблему перед обществом, а не проблему ребёнка. Ведь ребёнок учится отстаивать свои интересы и именно в этот период один из важнейших умений, которые он должен освоить - это умение говорить нет. Ведь настоящая щедрость - это не то, что мы делаем из-под палки, нельзя заставить делится шлепками, угрозами, пристыдив ребёнка на глазах у остальных. Наоборот ребёнок почувствует, что мама - самый дорогой и близкий человек - предала его и встала на сторону "обидчика". Настоящая щедрость идёт от души, и только своим примером и уважением к интересам ребёнка можно воспитать в нём желание делиться.

Все мы знаем людей, которые уже будучи взрослыми никак не могут сказать нет - дают в долг, хотя не могут этого позволить, соглашаются на услугу, которая идёт вразрез с их интересами. Эта проблема "растёт" из той самой песочницы, когда мамы так боялись, что их дети вырастут жадинами, что заставляли делится и воспитали безотказных людей. И теперь уже психологам надо учить их говорить слово "нет".

Наиболее правильный вариант решения проблемы - это принятие ребёнка и его права на отстаивание своей личности и собственности, что выражается в следующей линии реагирования - ребёнок МОЖЕТ делиться, если сам этого захочет. Именно эта позиция позволяет защищать интересы ребёнка, ведь сначала в возрасте 1.5-3 лет ребёнок научается отстаивать свои интересы и вещи, включая себя самого, как личность, и только потом - в возрасте 3-5 лет он достигнет такого уровня развития, когда будет способен учиться делиться.

 

Как воспитывать в этот период?

 

Нельзя давить на ребёнка, дать ему возможность выбирать, когда он хочет поделится, а когда не в настроении.

Надо уделять достаточно много внимания и ласки - вместе читать, гулять, рисовать и играть - это лучшая профилактика жадности у таких малышей.

 

Поощряйте игры со сверстниками, особенно по достижению ребёнка 3 лет, когда дети становятся развиты настолько, чтобы полноценно взаимодействовать друг с другом. В этом случае они сами будут мотивированы делится, ведь это позволит интересно играть вместе.

Пытайтесь на примере сказочных и мультипликационных героев привить представление о том, что жадность - это нехорошо, и как надо делится. Только применяя сказко- и игротерапию, а не наказания и принуждение, можно добиться результата.

 

Проявляйте щедрость в семье, умейте сами делится и тогда ребёнок будет копировать хорошие манеры и щедрое поведение.

 

Демянец Я.Г. педагог-психолог.

 

Дата последнего обновления страницы 01.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»