МКДОУ

 "Детский сад № 298 комбинированного вида"

 

 

 

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста

 

 Большинство авторов, глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи (Г.А. Каше; Р.И. Лалаева; Р.Е. Левина; Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), подчеркивают, что в основе нарушений чтения и письма лежат общие закономерности нарушения устной речи, в особенности неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом письма. Авторы указывают на разнообразие нарушений письменной речи. Анализ научно-методического материала и практический опыт работы показал, что обозначенная проблема давно интересовала как ученых, так и практиков, но, несмотря на массу публикаций, еще недостаточно полно раскрыт вопрос профилактики нарушений письменной речи.

С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся по русскому языку. При дисграфии дети в младшей школе с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы, слоги, у них ужасный подчерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы. У многих детей наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе особого внимания, но в дальнейшем приводит к появлению этих специфических ошибок на уроках русского языка.

Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.

Работа с детьми дошкольного возраста проводится в соответствии с выявленными предпосылками дисграфии. Для этого в нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся систематические занятия, направленные на развитие фонематического слуха, обучение звуко-буквенному анализу слова, анализу предложения. Дети знакомятся с элементами грамоты – буквами, слияние их в слоги и слова. Проводится работа по развитию мелкой моторики для подготовки руки к письму, обучение детей ориентированию в схеме своего тела, а также на листе бумаги в клетку. Соответствующим образом формируется развивающая среда в группе. Создается эмоционально положительный настрой у детей.

Основные направления работы по устранению предпосылок артикуляторно - акустической дисграфии

В основе артикуляторно – акустической дисграфии лежит неправильное произношение ребенком звуков речи.

Овладение правильным звукопроизношением до начала обучения в школе очень важно, так как на начальном этапе овладения грамотой ребенок проговаривает вслух каждое записываемое им слово. Произнося звуки неправильно, ребенок пишет так, как произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть устранены до начала обучения его грамоте.

 

Основные направления работы по устранению предпосылок

акустической дисграфии:

Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.

Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки.

«Угадай, чья песенка» Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (произносит отчетливо звук «С»: ссс…) и как поет комарик «З»: ззз… Затем взрослый произносит то звук «С», то звук «З» и предлагает ребенку угадывать, когла поет водичка, а когда комарик. Аналогично песенка змеи «Ш» и песенка жука «Ж» и т.д.

Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.

Далее проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов.

 

«Хлопни в ладоши». Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук и показать соответствующую букву.

 

« Покажи картинку». Названия картинок, отличающихся одним звуком, произносятся в именительном падеже с экранизацией лица (мишка – миска, козы – косы и т. д.).

 

«Закрой картинку». Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в названии которых есть заданный звук.

 

«Подбери слова». Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.

 

Основные направления работы по устранению предпосылок

дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. Наблюдаются пропуски гласных букв, согласных при стечении в слове; перестановки букв; добавления букв. Так же наблюдаются перестановки, пропуски и добавления слогов в словах. В предложениях дети часто пишут слова слитно друг с другом (особенно предлоги), не видят границы слов, раздельно пишут приставки.

Предупреждение этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды анализа и синтеза. Для этой цели используются различные упражнения.

 

«Узнавание звука на фоне слова». Ребенок должен уметь определить есть ли заданный звук в слове.

 

«Определение местоположения звука в слове»:

- Где ты слышишь звук «…» в слове: в начале, в середине или в конце слова?

 

- Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?

 

«Определение последовательности и количества звуков в слове»

- сколько звуков в слове;

- между какими звуками находится заданный звук;

- составь слово из первых звуков слов;

- подбери слова, в которых 3, 4, 5 звуков;

- найди картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков;

- подбери картинку к заданной схеме.

 

«Определение количества слогов в слове»

- придумывание слов на заданный слог;

- составление слов из первых слогов слов, из последних слогов.

 

Основные направления работы по устранению предпосылок

оптической дисграфии:

В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Это проявляется в недописывании элементов букв, в добавлении лишних элементов, в неправильном расположении элементов буквы в пространстве по отношению друг к другу, зеркальное изображение.

Работу начинаем с решения простых зрительных задач:

 

Формирование зрительного гнозиса:

- назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;

- распределить предметы по величине;

-соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;

-срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;

- дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений;

- составление разрезных картинок, дорисуй чего не хватает и т. д.

 

Развитие зрительной памяти:

- «Что изменилось?»; «Чего не стало?»;

- зрительные диктанты «Продолжи строку»;

- «Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество.

 

Формирование буквенного гнозиса:

- найти заданную букву среди других;

- сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;

-назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы друг на друга;

- определить букву в неправильном положении;

- обвести контур буквы, заштриховать ее;

- дописать букву;

- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина;

- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву.

 

Формирование зрительно – пространственного восприятия:

- показать правую (левую) руку; показать правой рукой левый глаз и т.д.; показать правые (левые) части у человека, сидящего напротив;

- с опорой на картинки рассказать, что где находится;

- определить место соседа по отношению к себе: справа от меня…;

- работа над пространственными предлогами.

 

Уточнение пространственного расположения букв:

- написать заданные буквы справа - слева от вертикальной линии;

- найти букву в ряду сходных: ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ т. д.;

- реконструировать (преобразовывать) букву: Ы-Ь-Ъ Б-В -З;

- достраивание буквы или дописывание недостающих элементов;

- соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом: О –обруч, Ж – жук …;

- тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона, семян);

- срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контура буквы, письмо в воздухе.

 

Основные направления работы по устранению предпосылок

аграмматической дисграфии:

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недорвзвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа.

 

Работа над словоизменением:

- образование множественного числа имен существительных;

- согласование прилагательных с существительными;

- согласование существительных с числительными.

 

Работа над предлогами.

Работа над словообразованием:

- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

- образование глаголов при помощи приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование названий детенышей животных.

 

Обогащение словарного запаса.

Весь комплекс профилактических мероприятий проводится с детьми в игровой форме.

 

Список литературы:

Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб.: Издательство «Союз», 2001.

Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: Ростов н/Д:,Феникс, 2006.

 

Автор материала учитель-логопед Яковлева А.А.

Дата последнего обновления страницы 01.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»