МКДОУ

 "Детский сад № 298 комбинированного вида"

 

 

 

Сон для дошкольника

 

МЕЛОДИЯ

При составлении режима дня дошкольника учитываются возросшие возможности его организма: ребенок уже выполняет посильный труд в быту, может участвовать в довольно продолжительных прогулках, больше заниматься физическими упражнениями. Однако его нервная система все же еще легко истощается при длительном бодрствовании, поэтому дети в возрасте 3-6 лет должны спать днем в течение 1,5-2 ч. Если ребенок днем не спит, то во второй половине дня он становится вялым, апатичным, капризным, раздражительным, а это признаки чрезмерного утомления детского организма.

Для дошкольника, не посещающего детский сад, можно порекомендовать следующий распорядок дня: подъем - в 7.30-8.00; завтрак - с 8.00 до 8.30; прогулка, подвижные игры, посильный труд в быту с 8.30-9.00 до 11.30-12.00; обед с 12.00 до 13.00; дневной сон с 13.00-13.30 до 15.00; полдник с 15.00 до 16.00; прогулка, игры, занятия с родителями с 16.00 до 19.00; ужин с 19.00 до 19.30; ночной сон с 20.00-21.00 до 7.30-8.00. Суточная потребность дошкольника в сне составляет 12-13 ч. Ослабленные и больные дети могут спать больше, так как длительный сон имеет лечебное значение.

Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку по железной дороге). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин., но не более.

Четкость выполнения режима дня во многом зависит от того, как сам малыш регулирует свое поведение на основе выработанных привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.

Дети 3-6 лет не могут длительно (больше 15-20 мин.) заниматься одним и тем же делом, оставаться в неподвижном состоянии, но и чрезмерно затянувшаяся активность утомляет ребенка. Чтобы избежать этого, родителям важно переключать дошкольника с одного вида занятий на другой: чередовать подвижные игры со спокойными, трудные задания с легкими и т.п. Важно, чтобы при этом вносилось разнообразие в деятельность ребенка, учитывались индивидуальные реакции малышей, их увлеченность и заинтересованность.

Принимаются во внимание и особенности организма ребенка. Так, в утренние часы дети могут переносить более значительные физические и умственные нагрузки, чем в вечерние. В конце дня, перед сном, следует ограничивать физическую, умственную и эмоциональную активность малыша, щадить его нервную систему, тем более, что возбуждение отрицательно влияет на сон.

Родителям важно заботиться о достаточном пребывании ребенка на свежем воздухе, о рациональном использовании закаливающих процедур, о физическом развитии детей. Необходимо точно соблюдать и время приема пищи.

Выполнение режима дня облегчается, если у ребенка выработаны положительные установки на сон, прием пищи, игру, трудовые мероприятия. Например, незадолго до обеда ребенок прекращает любые занятия, моет руки, слышит слова взрослых "сейчас будем кушать", садится за стол и таким образом настраивается на прием пищи.

Хорошо, если подготовка ко сну проходит спокойно, приносит ребенку приятные ощущения, осуществляется в виде определенного ритуала: малыш сам или с помощью мамы готовит постель, проветривается комната, ослабляется освещение, ребенок надевает пижаму или ночную сорочку, мама поправляет подушку и одеяло, может рассказать сказку или что-нибудь почитать, а затем уходит. Можно разрешать детям брать с собой в постель любимую игрушку или куклу. Чтобы ускорить наступление сна; необходимо прекратить громкие разговоры, выключить или приглушить звучание телевизора и радио, погасить верхний свет и включить торшер, настольную лампу или ночник.

Ребенку важно спать в отдельной кровати, которую ставят подальше от радиатора и других источников отопления. Летом его можно укрывать только простыней, зимой - байковым или шерстяным одеялом.

Непригодны для дошкольников раскладушки, прогибающиеся сетчатые матрацы, а также перины, ватные матрацы, высокие подушки. Лучше предпочесть умеренно жесткий матрац и небольшую подушку, наполненную мягким пером, но не пухом.

Мальчиков и девочек для ночного сна важно размещат в отдельных комнатах. При отсутствии такой возможности можно воспользоваться ширмой или занавеской. Совершенно недопустимо, чтобы дошкольники спали в одной постели с другими детьми или взрослыми.

Приятного и спокойного сна!

 

 Демянец Я.Г. педагог-психолог 

 

  

Дата последнего обновления страницы 01.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»